¬ышивка - одно из наиболее распространенных в мире искусств, которое берет истоки в глубокой древности, когда люди еще использовали кост€ные, а затем бронзовые иглы. ¬ японии и  итае вышивали цветными шелками, кроме того, было распространено шитье золотом. ¬ переливах нежных красок возникали причудливые растени€ и птицы, дивные картины природы, поистине удивительные произведени€, достойные восхищени€. ¬ наше врем€ умельцы продолжают древние традиции художественной вышивки, внос€ в них свое видение и понимание окружающего мира.

–€дом снами живет удивительный мастер вышивки »рина —вавол€. ¬  риворожском городском выставочном зале 19 ма€ открылась персональна€ выставка ее работ. ћастерица владеет редкой техникой вышивани€ - это полтавска€ двухсторонн€€ гладь, стиль свободного рисунка. ѕринцип полтавской глади состоит в том, что стежки настилаютс€ плотно, параллельно горизонтальным нит€м полотна. Ќа суд зрителей »рина —вавол€ представила 11 работ на сакральную тематику у: среди них Ђќбраз Ќикола€ „удотворцаї, Ђ—в€та€ “роицаї, ЂЌерукотворный образї, Ђ”тешеньеї, Ђ”милениеї. Ђѕлач Ѕогородицыї и другие.

»рина —вавол€ обладает хорошим художественным вкусом, имеет особое чутье в подборе нитей и игл, умело владеет декором картин, расшива€ их бисером, жемчугом, люрексом, украша€ камень€ми. Ёто требует немалых усилий и мастерства. –аботы вышивальщицы выполнены аккуратно, каждый стежок выверен и продуман, композиционное и цветовое решени€ тщательно взвешены.

»сточником сюжетов работ »рины —ваволи €вл€етс€ библейска€ тематика. »звестно, что еще в византийском искусстве образы иконописи служили символами высочайшей одухотворенности. “акой образ-символ мог выражать нагл€дно горе и радость, страдание и ликование, умиление и светлую надежду -словом, очень сильные и глубокие человеческие переживани€.

ќсобое место среди работ »рины —ваволи занимает образ ƒевы ћарии с младенцем »исусом. Ётот сюжет - один из красивейших в христианской иконографии о Ѕогочеловеке, рожденном, чтобы пострадать за грехи людей. ¬ образе юной ћарии передана вселенска€ сила любви к сыну, перемежающа€с€ с горьким предчувствием его гр€дущих страданий. ¬нимательно вгл€димс€ в эти картины-образы, р€дом с которыми отчетливо слышитс€ ЂAve Mariaї - прекрасные мелодии .Ўуберта, √уно, Ѕаха: —колько молитв было вознесено на этой земле ѕресв€той ƒеве, сколько икон посв€щено ей. Ќикого не могут оставить равнодушным два чудных лика ћарии: Ђ”милениеї - работа, излучающа€ всю радость материнства, и Ђѕлач Ѕогородицыї, где сливаютс€ воедино достоинство, скорбь и красота.

Ќа лазурном фоне картины Ђ”милениеї изображена ћари€ со скрещенными руками, взором, опущенным долу, - образ, полный нежности и спокойстви€. —и€ние золотого нимба над головой символизирует ее принадлежность к горнему миру. √олубой омофор декорирован жемчугом.

¬ иконописи у каждого цвета свое место и назначение. Ёти цвета - чистые, художники их никогда не смешивали.  раски создают говор€щий образ, вот почему так важна символика цвета. √олубой и синий - символы иного, вечного мира. Ёто цвета Ѕогоматери, они наполнены чистотой и небесной лазурью. «олотой блеск икон излучает си€ние и величие Ќебесного мира. Ѕелый - цвет чистоты, св€тости.  расный - самый €ркий, заметный цвет в иконописи, это символ любви, торжества жизни, энергии и тепла.

ќбраз-картина ». —ваволи Ђѕлач Ѕогородицыї прежде всего поражает именно цветовым решением убранства ћарии. ≈е туника и омофор выполнены в фиолетово-синих тонах. Ёто редкость, ведь традиционно головной убор ћарии изображают в пурпурно-багр€ных оттенках. ќчевидно, зна€ колористическую символику, мастерица облекла свою ћарию в цвета чистоты и сострадани€. ¬ажным €вл€етс€ акцент на девственности, непорочности ћарии, внимание сосредотачиваетс€ на этой грани образа. ѕри взгл€де на прекрасный лик в пам€ти всплывает фраза —тендал€: Ђ¬от, без сомнени€, высша€ скорбь, какую может испытать материнское сердцеї. —лова писател€ точно иллюстрируют картину-образ, на которой ћари€ скорбной фигурой выдел€етс€ на черном бархатном фоне. ¬ыразительность глаз, в молитвенном жесте сложенные руки, склоненна€ голова - все это вы€вление символов печали, сдержанности, достоинства. √оре ћарии столь велико и бездонно, что перелилось из материнской в мировую скорбь... ќбраз Ђѕлач Ѕогородицыї несет колоссальную энергетику, дает возможность переосмыслить духовные ценности, задуматьс€ над вечными истинами. “ема материнской любви €вл€етс€ доминирующей в работах мастерицы, и это не удивительно, ведь она сама €вл€етс€ матерью двоих дочерей. ћатеринство само по себе несет огромную радость, наполн€ет сердце матери счастьем, но это еще и колоссальна€ ответственность за душу своего дит€. » кака€ же титаническа€ мисси€ возложена на мать-прародительницу всего живого на земле. ¬слушаемс€ и осмыслим созвучие слов: —ила, ¬ол€, Ёнерги€, –адость, Ћюбовь, –одина, «емл€, ћать, ¬селенна€...

≈сли бы все женщины мира вз€ли дл€ подражани€ образ ћарии, помн€ о ее безмерной заботе о сыне, духовном родстве их душ и взаимообогащении сердец, думаетс€, всепоглощающа€ сила любви открыла бы новую грань взаимоотношений между людьми. “огда на земле, возможно, не было бы столько слез, гор€ и зла.

ѕознакомившись с образами-картинами »рины —ваволи, невольно хочетс€ стать чище, человечнее, мудрее. √овор€т, глаза - это вселенна€ души. —озвучны этой мысли слова самой мастерицы: Ђ—амое сложное в образе - это выражение глаз, они должны быть Ђживымиї. ѕоразительна сила взгл€да персонажа каждой из картин - именно он проникает в душу и тревожит ее, заставл€€ задержатьс€ возле этих работ и не уходить...

¬ заключение хотелось бы добавить несколько штрихов к портрету самой мастерицы, хот€ ее работы многое способны рассказать о ней зрителю. »рина —вавол€ - человек тонкой, восприимчивой душевной организации, увлеченный творчеством, трудолюбивый, философски мысл€щий, анализирующий. Ёто личность целеустремленна€, волева€, знающа€ свое предназначение на земле. ќна посто€нно находитс€ в поиске новых сюжетов и композиционных построений. ѕо словам »рины —ваволи, ее влекут Ђобразы, утер€нные во времениї, ей интересно восстанавливать их на основе литературных источников, преломл€€ их видение в свете своей души.

ƒревнее изречение гласит: Ђƒорогу осилит идущийї. ¬еро€тно, у »рины —ваволи есть все основани€, чтобы сказать: Ђя осилила долгий и трудный путь к себеї.

ќ. ¬јЋ≈Ќ— јя, директор  риворожского городского выставочного зала.

 
—оздание сайта "ѕерекресток". © 2008-2013, »рина —вавовл€